• Затевая сравнительные тесты автомобилей, как правило, подбираются конкуренты из одного класса или из одной ценовой категории. Иначе, за редким исключением, вывод очевиден: чем машина дешевле, тем больше шансов на проигрыш.

 
  • И наоборот. Причем к такому выводу могут прийти и сами автолюбители, лишь посмотрев на ценник и автомобиль. С шинами сложнее: большинство водителей не сразу почувствуют разницу между топ-моделями и покрышками так называемой второй линии. Но эта разница может стать решающей в критической ситуации. Чем мы рискуем, покупая дешевые шины? Ответ на этот вопрос попытались дать эксперты популярного российского автожурнала «АвтоРевю» в своем сравнительном тесте летних шин размерности 205/55R16.
  • Список протестированных шин:
  • Continental ContiPremiumContact 2
  • Goodyear OptiGrip
  • Nokian Hakka H
  • Michelin Energy Saver
  • Bridgestone Turanza ER300
  • Kleber Dynaxer HP2
  • Vredestein Hi-Trac
  • Barum Bravuris 2
  • Kumho Ecsta HM KH31
  • Hankook Ventus Prime K105
  • Dayton D210
  • Sava Intensa HP
  • Goodride SA-05
  • Wanli S1088

На волне глобализации, поглощения слабых сильными почти все гранды шинной индустрии пошли по схожему пути. Шины так называемой первой линии они выпускают под своими исконными именами-брендами, а те, что подешевле, — под «дочерними». Например, фирма Continental держит на вторых ролях марки Barum и GislavedMichelin —Kleber и BFGoodrichGoodyear — Fulda и Sava. Как правило, все передовые технологии и материалы внедряются сначала для выпуска шин первой линии, а через несколько лет распространяются на продукты попроще. Правда, порой выгоднее применить новые технологии сразу и для дорогих, и для бюджетных шин — например, когда и те и другие выпускаются на одной линии. Но этому противятся маркетологи: если покупатель раскусит, что между шинами разных ценовых категорий и впрямь нет никакой разницы, то дело обернется и финансовыми, и имиджевыми потерями. К чему, например, было бы покупать шины Continental, если бы шины Barum им ни в чем не уступали? С другой стороны, продукцию второй линии тоже необходимо продвигать на рынке и бороться с конкурентами, пусть в своем ценовом сегменте, а для этого нужны те же передовые технологии... Маркетинг — штука тонкая!

Впрочем, это скорее теория. Автовладельцев больше интересует практика: чем, помимо цены, отличаются шины первой и второй линий? Отличаются ли тормозной путь, управляемость, комфорт?
Первую линию в приведенном тесте представляют летние шины Bridgestone Turanza ER300, Continental ContiPremiumContact 2, Goodyear OptiGrip и Michelin Energy Saver. Вторая линия — это Barum Bravuris 2, Kleber Dynaxer HP2, Sava Intensa HP и Dayton D210 (последние выпускаются в Польше с использованием технологий компании Bridgestone). К этой же подгруппе можно отнести и корейские шины Kumho Ecsta HM и Hankook Ventus Prime. Фирмы Nokian Tyres и Vredestein в большую пятерку не входят, и, если ориентироваться по ценам, летние шины Nokian Hakka H и Vredestein Hi-Trac тоже можно отнести ко второй линии. А китайские покрышки Wanli S-1088 и Goodride SA-05 условно отнесем к третьей линии.

Все протестированные шины были выпущены в 2008 году (за исключением китайских шин Wanli 2007 года выпуска). Это легко определить по четырехзначному коду DOT на боковинах — первые две цифры означают неделю выпуска, а последние — год. Например, маркировка 4608 означает, что шины выпущены на 46-й неделе, то есть в ноябре 2008 года. На эту маркировку советуем обращать внимание при покупке: несмотря на то, что шины, в отличие от сметаны, срока годности формально не имеют, покупая товар двух-трехлетней выдержки, мы вправе рассчитывать на скидку. Ведь резина с годами теряет эластичность. Кроме того, внешне одинаковые шины, но выпущенные с трехлетним интервалом, могут отличаться и конструктивно, и по составу смеси: ведущие производители ведут постоянную модернизацию. Этим, кстати, нередко объясняется изменение результатов испытаний покрышек одних и тех же моделей, проведенных в разные годы.

Модернизации подвержены и сами испытания. На этот раз аквапланирование оценивалось лишь на прямой, исключив езду по мелководной ванне в повороте. Зато появился объезд воображаемого препятствия с одновременным торможением. Этот тест моделирует ситуацию, когда водитель, пользуясь преимуществами АБС, пытается одновременно и затормозить, и объехать выскочившую на дорогу собаку или неожиданно выехавший с второстепенной дороги автомобиль.

Как и прежде, самым опасным летним покрытием эксперты считают мокрый асфальт. Поэтому «мокрые» тесты в итоговой оценке шин имеют наибольшую значимость — 60%. Треть из них приходится на тормозной путь, который фиксирует измерительный комплекс V-Box. He менее десяти заездов на каждых шинах, усреднение результатов — и получены первые выводы. Минимальный тормозной путь Audi A3 продемонстрировал на шинах Nokian, хотя априори их отнесли ко второй линии. Правда, отрыв от шин Goodyear и Continental при торможении с 80 км/ч составил самую малость — 20 и 40 см соответственно. А шины Bridgestone в этом виде испытаний подмочили репутацию топ-модели — десятый результат с более чем трехметровым отставанием от лидера.

Впрочем, это ничто по сравнению с «достижениями» китайских шин Wanli: тормозной путь на мокром асфальте увеличился почти на десять метров! Графики замедления показали, что когда автомобиль на шинах Nokian уже остановился, на китайских покрышках он продолжал двигаться со скоростью 40 км/ч!

Следующий тест — на сопротивление аквапланированию — тоже «весит» 20%. Очень опасное явление: когда колесо попадает в лужу, канавки протектора в какой-то момент перестают справляться с отводом воды из пятна контакта — и автомобиль «всплывает», становясь на какое-то время неуправляемым. Главное в такой ситуации — не паниковать, а слегка нажать на педаль тормоза. Как только скорость упадет (в том числе и благодаря торможению задними колесами, которые идут в колее передних по меньшему слою воды), контроль над автомобилем будет восстановлен. Лучшие в тесте борцы с аквапланированием — шины Goodyear. И это было легко предсказать: направленный рисунок протектора, как правило, лучше отводит большие объемы воды из пятна контакта. А вот шины Michelin подкачали, показав результат лишь чуть лучше китайских шин и занявших последнее место в этом виде испытаний шин Hankook.

Теперь — упомянутый объезд «препятствия» с торможением на мокром асфальте. На скорости 80 км/ч водитель бьет по педали тормоза и одновременно поворачивает руль на 180 градусов. Аппаратура фиксирует продольное расстояние, которое потребуется, чтобы автомобиль сместился на четыре метра в сторону. Лучше всего выполнять маневр на шинах Bridgestone и Michelin. Хуже всего — на китайских покрышках Wanli. К слову, несмотря на видимую простоту этого теста, он помогает в комплексе оценить и сцепные свойства (как в продольном, так и в поперечном направлении), и работу силовой структуры — ее влияние на так называемые уводные характеристики.

Последнее испытание на мокром асфальте — заезды по извилистой трассе. Оценки за надежность и удобство управления выставлялись после пяти-шести кругов, а высших баллов удостоились шины Continental и Vredestein. В аутсайдерах — китайские покрышки.

Теперь сухой асфальт. Здесь контролировать автомобиль проще ввиду лучшего сцепления шин с дорогой, а потому и весомость «сухих» тестов заметно ниже — в сумме 25% против 60% на мокром асфальте. Минимальный тормозной путь, который продемонстрировали шины Continental, — это лишь пять процентов успеха. Или пять процентов неудачи в случае со словенскими шинами Sava.

Объезд «препятствия» с торможением на сухом асфальте выполняется по той же методике, что и на мокром, только эксперт приступает к маневру на большей скорости — со 100 км/ч. Лучше всего с задачей справились шины Continental, но неплохо показали себя и шины «второй линии» — Hankook, Kleber и Nokian. Неудачники — Sava и Wanli.

Обсуждая удобство управления на сухом асфальте, все эксперты сошлись на том, что лучшие — шины Michelin. Не было разногласий и в определении аутсайдеров: китайские шины.

Все, о чем шла речь выше, напрямую влияет на безопасность. Но, выбирая шины, мы вправе рассчитывать и на определенный комфорт: шины влияют и на уровень шума, и на плавность хода. Прослушав шины на дорогах с разным покрытием и на разных скоростях, эксперты выделили из списка четырех тихонь — Bridgestone, Kumho, Hankook и Nokian. А вот китайские шины можно разделить на очень громкие (Goodride) и ужасно громкие (Wanli).

Влияние шин на плавность хода в этом тесте оказалось невелико: шесть участников лучше демпфируют искусственные неровности на спецдорогах полигона, шесть — жестче. И два посередине. Кто в какую группу попал — отражено в таблице.

Последний вид испытаний — определение коэффициента сопротивления качению в лабораторных условиях. Для наглядности эти коэффициенты были пересчитаны в проценты увеличения расхода топлива. Бесспорный лидер — шины Michelin Energy Saver, которые и были приняты за точку отсчета: ноль процентов. На втором месте шины дочерней фирмы Kleber, которые увеличивают расход топлива на 2%. Далее по возрастающей — вплоть до 6,4%, показанных покрышками Dayton. Много это или мало? Если исходить из расхода 10 л/100 км, то на шинах Michelin 50-литрового бака хватит на 500 км. А на шинах Dayton бензин закончится через 470 км.

Переведя все цифры в баллы (по десятибалльной шкале), суммируем их с учетом весомости каждого вида испытаний. И выясняется, что побеждают шины Continental ContiPremiumContact 2. На втором месте новинка сезона — шины Goodyear OptiGrip. На третьем, с минимальным отставанием — Nokian Hakka H. С таким результатом можно смело переводить летние шины Nokian в «первую лигу», где давно закрепились зимние модели этой компании. Далее довольно плотно — Michelin, Bridgestone и лучший представитель «второй лиги» — шины Kleber. Очень достойный вариант по соотношению цены и качества. Дальше в порядке убывания: Vredestein, Barum, Kumho, Hankook, Dayton. А вот словенские покрышки Sava заметно отстают даже во «второй лиге». Впрочем, если сравнивать с китайскими шинами, то лучше Sava.

Весомость оценок представлена в таблице:

Тест Влияние на общую оценку
Мокрый асфальт 60%
Торможение с АБС 20%
Устойчивость к аквапланированию 20%
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 10%
Субъективные оценки надежности управления автомобилем 10%
Сухой асфальт 25%
Торможение с АБС 5%
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 10%
Субъективные оценки надежности управления автомобилем 10%
Комфорт и экономичность 15%
Акустический комфорт 5%
Плавность хода 5%
Сопротивление качению 5%

Смотреть цены на шины

Нет отзывов

Оставьте свой отзыв

Позвонить