- Об изменении сцепных свойств шипованных шин в начальном жизненном периоде эксперты «За рулем» уже рассказывали в тесте 2007 года («Работа на износ»). Результаты тех испытаний говорят о том, что в первые пять тысяч километров эксплуатации «шиповки» теряют до 14,4 процентов сцепных свойств (Nokian HKPL5), либо остаются стабильными, и держатся за лед также как новые (Michelin X-Ice North).
- А как ведут себя мягкие нешипованные шины в начальный период эксплуатации? Многие автомобилисты задают этот вопрос, неохотно эксплуатируя «скандинавки» на чистом асфальте, опасаясь за их быстрый износ. В первую очередь из-за вероятности притупления острых кромок пусть даже многочисленных ламелей, полагая, что это значительно ослабит покрышки на льду.
- Ответом на этот вопрос послужат результаты сравнительного теста шин размерности 205/55R16 после пробега триста и две тысячи километров.
- Список протестированных шин:
- Michelin X-Ice2
- Bridgestone Blizzak WS-60
- Toyo Garit G4
- Пробеговая подготовка
- Подопытными назначили японские покрышки Bridgestone Blizzak WS-60 и Toyo Garit G4, показавшие в прошлых тестах ЗР (№ 10 за 2008 год) высокий и средний результат соответственно. А в качестве базы, позволяющей сравнивать результаты, решили использовать Michelin X-Ice 2.
- Для накручивания километров снарядили Skoda Octavia, поручив ей носить подопытные покрышки в осенний период по сухому и мокрому асфальту (без снега и льда) при температуре не выше плюс 5 градусов. Машина всю осень «прожила», двигаясь в городском и пригородном режимах, стараясь разгоняться, тормозить и поворачивать как можно аккуратнее. Каждый комплект поочередно пробегал этап в 500 км, в середине «срока» колеса с передней оси переставляли на заднюю, чтобы износ резины был равномерным. В сумме каждая шина пробежала три этапа, то есть набрала по полторы тысячи пробеговых километров.
- Шины Michelin в это время ожидали готовящихся к соревнованиям в импровизированном складе – контейнере. А перед спецтестом их размяли короткой стокилометровой пробежкой.
- Напомним, что годом раньше все покрышки прошли полный цикл традиционных зимних тестов и предшествующую им обкатку в 300 км, поэтому каждый комплект уже имел за плечами по 500 километров.
- В этом тесте шины имеют следующее состояние: Bridgestone и Toyo с результатом то ли затянувшейся обкатки, то ли укороченного ресурсного пробега – 2,000 км. И еще Michelin с общим пробегом 600 км. Можно начинать тестовую часть программы.
- Оценка и замеры на снежных и ледовых покрытиях проводились по стандартной «зарулевской» программе. В качестве «печки» использовались Michelin, принимая как данность, что их характеристики практически не изменились. Используя показатели Michelin, сравнивались другие шины в двух пробеговых состояниях, а полученные результаты переводились в проценты. Первое состояние шин оценивалось результатами, полученными на них же в ходе прошлого теста «ЗР».
- Повторный тест
- Оценка показывает, что дополнительный пробег пошел подопытным на пользу. Они стали более покладистыми в поведении при разгоне и торможении.
- Bridgestone Blizzak WS-60 уверенно страгивают машину с места и разгоняются, не утруждая водителя необходимостью деликатничать с педалью акселератора. Год назад они был менее покладистым – позволяли стартовать и набирать скорость, слегка сдерживаясь в подаче топлива.
- При торможении хорошо чувствуется грань срабатывания АБС, хотя это не имеет прикладного значения – машина одинаково эффективно тормозит как до срабатывания электроники, так и после. Хотя в первом состоянии эффективность торможения после включения АБС слегка снижалась.
- Поведение Skoda и управляемость на скользких покрытиях, а также способность к движению в глубоком снегу не изменилась.
- Второй комплект – Toyo Garit G4. Шины допускают буксование в момент старта, после включения сцепления при повышенных оборотах двигателя покрышки страгивают машину с места рывком. Разгон эффективен даже с полным дросселем. Напомним, что прошлой зимой процесс трогания и разгона требовал аккуратной подачи топлива. Здесь улучшения более значимы, чем у Bridgestone.
- Управляемость и проходимость остались неизменными.
- Шины Michelin X-Ice во всех упражнениях повторили прошлогоднее поведение, то есть остались практически неизменными.
- Результаты замеров также подтвердили, что за 2,000 км продольные сцепные свойства шин изменились в лучшую сторону.
- Bridgestone заметно улучшили разгон на льду, правда, почти столько же потеряли в поперечном сцеплении. Незначительно улучшили торможение на льду и снегу, и практически не изменили разгон по снегу.
- Toyo похорошели заметнее – более чем на 20% улучшили торможение на льду, очень заметно разгон, а в поперечном сцеплении потеряли совсем немного. На снегу прилично улучшилось торможение при неизменившемся разгоне и небольшой потере поперечного сцепления.
- Итоги оказываются весьма интригующими
- Покрышки Bridgestone Blizzak WS-60 и Toyo Garit G4 (в большей степени), в процессе эксплуатации первых 2,000 километров заметно улучшают продольные сцепные свойства на льду, и, более скромно, на снегу. При этом несколько снижают поперечное сцепление на этих же покрытиях.
- Тренд отмеченных изменений можно назвать общим для всех мягких нешипованных шин. Конечно, в неодинаковой степени для разных моделей и производителей, поскольку на величину изменений влияют особенности резиновой смеси. И наверняка, конструкция и форма объемных ламелей протектора, которые в процессе пробега по асфальту «самозатачивают» поперечные кромки в результате взаимного трения.
Результаты проведенных замеров приведены в таблицах:
Тормозной путь на льду (40-5 км/ч) |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в метрах |
в процентах |
в метрах |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
56,5 |
100 |
58,1 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
56,1 |
99,3 |
54,7 |
94,1 |
улучшились на 5,2 % |
Toyo Garit G4 |
65,8 |
116,5 |
53,1 |
91,4 |
улучшились на 21,5 % |
Разгон на льду (0-40 км/ч) |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в секундах |
в процентах |
в секундах |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
18,0 |
100 |
18,5 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
20,7 |
115 |
18,6 |
100,5 |
улучшились на 12,6 % |
Toyo Garit G4 |
21,4 |
118,9 |
18,6 |
100,5 |
улучшились на 15,5 % |
Время прохождения ледяного круга |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в секундах |
в процентах |
в секундах |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
25,5 |
100 |
26,2 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
24,1 |
94,5 |
27,5 |
105 |
ухудшились на 11,1 % |
Toyo Garit G4 |
25,6 |
100,4 |
26,9 |
102,7 |
ухудшились на 2,3 % |
Тормозной путь на снегу (40-5 км/ч) |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в метрах |
в процентах |
в метрах |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
15,9 |
100 |
16,2 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
17,0 |
106,9 |
16,2 |
100 |
улучшились на 6,5 % |
Toyo Garit G4 |
17,0 |
106,9 |
15,9 |
98,1 |
улучшились на 8,2 % |
Разгон на снегу (0-40 км/ч) |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в секундах |
в процентах |
в секундах |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
6,3 |
100 |
6,5 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
6,6 |
104,8 |
6,8 |
104,6 |
улучшились на 0,2 % |
Toyo Garit G4 |
6,7 |
106,3 |
6,8 |
104,6 |
улучшились на 1,6 % |
Скорость выполнения переставки на укатанном снегу |
Шины |
После обкатки 300 км |
После пробега 2000 км |
Изменения относительно собственных результатов |
в км/ч |
в процентах |
в км/ч |
в процентах |
Michelin X-Ice2 |
42,5 |
100 |
41,7 |
100 |
|
Bridgestone Blizzak WS-60 |
47 |
110,6 |
42,8 |
102,6 |
ухудшились на 7,2 % |
Toyo Garit G4 |
44,7 |
105,2 |
42 |
100,7 |
ухудшились на 4,3 %
|
Нет отзывов